Люди на роликах только на первый взгляд кажутся одинаковыми. Кому-то нравится нестись на скорости, куда глаза глядят, кто-то любит, не слишком торопясь, преодолевать большие расстояния. А некоторые предпочитают самый тернистый путь: осваивают трюки на лестницах, перилах, прыжки с крыши на крышу. Их целеустремленность и отвага вызывают уважение: ведь в среде агрессивных роллеров сотрясения мозга, тяжелейшие переломы, а то и гибель - совсем не редкость.

Агрессоры

«Агрессивные роллеры», или «агрессоры», отнюдь не пытаются выплеснуть агрессию и молодой задор на окружающих. Просто их основная задача - преодоление самых различных препятствий, выполнение трюков, на которые неподготовленному человеку и смотреть-то страшно. В основном это ребята от 12 до 20 лет. Униформа - широкие штаны (прочее - на выбор каждого). Начинающие роллеры предпочитают щитки и шлемы, но особым «писком» среди продвинутых спортсменов считается кататься безо всякой защиты.

Я присматриваюсь к этим ребятам давно. Они катаются неподалеку от моего дома и волей-неволей приковывают внимание бесшабашной удалью. Вот один из них, Оскар, готовится выполнить solo grind. Возможно, вам доводилось видеть, как человек на роликах запрыгивает на перила какой-нибудь лестницы, проезжает по ним какое-то расстояние, а затем спрыгивает. Именно этот трюк готовится сделать Оскар. Перила крыльца, кажется, заранее смазаны парафином - для лучшего скольжения. Разгон, прыжок! Оп-па! Падение, да еще какое! На скорости, на ступеньки да на спину. Ну что, нужна «скорая»?

Парень встает, из правого локтя струится кровь. На лице - вымученная улыбка. Железное правило роллера - не показывай, что тебе больно...

Удовольствие сквозь боль

Хорошо быть роллером в крупном городе, где можно кататься на любом открытом месте с гладким асфальтом. А есть еще и лестницы... У-у-у!!! Роллеры слетаются туда как мухи на мед (типичный пример - Воробьевы горы в Москве). Хуже, если вы живете в каком-нибудь Большом Жабино - там и нормальное оборудование достать будет сложно, и соратников не найти, и старшее поколение воспринимает вас в штыки.

Опытные роллеры советуют молодежи начинать занятия с полным комплектом защиты, но сами утверждают, что всегда гоняли без него: пытались сразу стать аккуратными и внимательными - цена падения без налокотников и наколенников возрастает многократно. Больше всего у роллеров страдают именно локти и колени: падения на четыре кости не избежит ни один новичок. При выполнении простейших трюков нередко страдает и седалище, но у молодежи, как правило, падение на попу вызывает лишь смех, хотя при особо неудачном стечении обстоятельств можно сломать копчик.

Шлем особенно важен для тех, кто любит скорость и спуски с горок. В прошлом году в Красноярске спуск с горки без шлема стал причиной гибели 13-летнего подростка - не удержавшись на ногах, он со всей дури влетел головой в дерево. К моменту приезда «скорой» подросток был уже мертв.

Зимой и летом

Первые в мире ролики были сконструированы в начале XVIII века, когда оставшийся безымянным голландский изобретатель решил покататься на коньках летом. Оригинал прикрепил к деревянным башмакам деревянные валики и покатил по улицам Амстердама, пугая прохожих. Более совершенная модель, слегка похожая на современную, появилась в 1760 году: лондонский изобретатель Джозеф Мерлин поразил публику, когда въехал в зал для танцев в башмаках с железными колесами, играя на скрипке. В те времена новшество не получило широкого распространения. Кататься на роликах считалось дурным тоном.

Но в наши дни роллеры заполонили улицы городов. По массовости это увлечение уже в разы затмило многие другие популярные уличные виды спорта. Понятно - летом. Но ведь роллеры и в холодное время года не меняют свои коньки на настоящие, а выискивают места, где можно покататься зимой. По льду на роликах, конечно, ездить нереально. Зато прекрасно подходят залы гипермаркетов (пока не поймает охрана) и, конечно, крытые треки, которые сейчас растут как грибы после дождя. В России, как уже говорилось, к роллерам относятся с некоторым предубеждением, особенно люди старшего поколения.

А за рубежом люди на роликах стали вполне привычной частью пейзажа. В условиях городских пробок и толкотни в метро многие парижане, например, предпочитают добираться до работы на велосипедах и роликах. А что? И физическое упражнение, и экологической обстановке не вредит. А потому, оказавшись за границей, не впадайте в ступор при виде солидного седого дядечки (явно банкира) в шикарном костюме, с кожаным кейсом и золотым «роллексом» на руке, который, болтая по дорогущему мобильному телефону, лихо мчится на роликах, возможно, на деловые переговоры.